Веселый-оркестр-Овчинникова-Е.С

Администрация города Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 110 « ЗОЛУШКА»

«УТВЕРЖДАЮ»:
Заведующая МБДОУ № 110
_____________ А.А. Чистякова

ПАРЦИАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
по музыкальному воспитанию
«ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР»
для детей дошкольного возраста

Составитель: Овчинникова Е.С.
Музыкальный руководитель МБДОУ № 110

Улан-Удэ
2016
1

Пояснительная записка

Программа «Веселый оркестр» разработана в соответствии с Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (принят Государственной
Думой 21 декабря 2012 года) и действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г.
№28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей», и ФГОС ДО.
Основная задача обучения – введение ребёнка в мир музыки, её выразительных
средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для
этого возраста форме. Активное формирование музыкальных способностей,
творческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех
образования. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в
детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть
его духовной культуры в будущем.
Занятия по программе «Веселый оркестр» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности
(чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение
слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей.
А самое главное, они направлены на осуществление основных задач дошкольного начального обучения детей:
- привитие детям любви и интереса к музыке;
- накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса;
- выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей,
формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков, приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте;
- создание фундамента, на котором будет строиться дальнейшее развитие
творческой личности.
Осуществление данных задач на начальном этапе будет основываться вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным оно станет только после практического освоения ряда навыков в игре на музыкальных инструментах, в движении, в слушании и так далее. Все эти навыки призваны воспитывать занятия по программе «Веселый оркестр».
Данная Программа является попыткой систематизировать имеющиеся знания и практический опыт работы в данном направлении.
В процессе работы были использованы методические разработки К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой, Пособие для музыкальных руководителей детских до2

школьных учреждений С. Бублей, а так же «Возрастная психология» В. Асеева
и «Психология т. 2» Р. Немова.
В современных условиях музыкальному воспитанию детей отводится особая
роль. Одним из эффективных методов работы как раз и является форма музыкальной коллективной деятельности. Наиболее ярко она проявляется в игре
детского шумового оркестра. Существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Использование их вызывает огромный интерес у дошкольников, вносит разнообразие в образовательный процесс,
помогает развивать музыкальные способности детей.
Цели данных занятий:
1) выявление и развитие музыкальных способностей детей: вокальноинтонационных навыков, метроритмических навыков, развитие музыкальной
памяти и слуха.
2) знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение
детей к формам совместного музицирования, формирование начальных исполнительских навыков, воспитание творческих навыков (импровизация).
3) формирование системы элементарных представлений о музыке…. овладение элементарными теоретическими знаниями.
Для осуществления и достижения поставленных целей необходим поиск
форм и методов работы с дошкольниками (с учётом возрастных особенностей).
Широкое применение игровых форм – залог успеха в обучении детей дошкольного возраста. Игра – это средство, при помощи которого воспитание переходит в самовоспитание.

3

Методические рекомендации

Для успешных результатов обучения детей на занятиях по программе « Веселый оркестр» необходимо учитывать специфику музыкального воспитания в
старших и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений. Она определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии
детей дошкольного возраста. Им свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что требует постоянной смены впечатлений.
Принимая во внимание всё вышеперечисленное, педагогу необходимо уметь
быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в занятие что-либо новое (в формах работы, методических приёмах, репертуаре),
чередуя различные по степени сложности задания с игрой, которая и будет являться самым эффективным методом в работе.
Но использование только игровых методов в работе не может привести к
ожидаемым результатам. Игровые методы должны быть составной частью целой системы методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, игровых, творческих.
Объяснительно-иллюстративные методы используются педагогом на
начальном этапе: показ на инструменте, рассказ о произведении, объяснение
правил игры на том или ином детском инструменте, объяснение движения мелодии и так далее. Тут очень важно правильно подобрать слова, сочетания слов,
чтобы ярко, образно, эмоционально передать ребёнку содержание произведения, добиться быстрого запоминания музыкального материала.
Репродуктивные методы включаются в работу на следующем этапе: практическом. После запоминания, анализа музыкального произведения учащимися
педагог контролирует их практическую деятельность по овладению музыкальными умениями, в том числе – игра наизусть. На этом этапе музыкальный руководитель рекомендует ритмические приёмы, облегчающие и ускоряющие заучивание, включает не только моторную (двигательную), но и часто музыкальную память (слуховую).
Детям дошкольного возраста свойственна свободная творческая деятельность, которая проявляется интуитивно в играх, в движении под музыку, в фантазии и импровизации при выполнении различных заданий. Педагогу необходимо руководить творческими поисками детей, стимулировать и направлять их
фантазию. Практические навыки, приобретённые в процессе интуитивной
творческой деятельности, постепенно приведут детей к осознанному творчеству. Необходимо поощрять и одобрять проявление творческой инициативы детей.
В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми Мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Необычные инструменты,
созданные своими руками из баночек из-под йогурта, ведёрок из-под майонеза,
отработавших своё фломастеров занимают важное место в составе детского
4

шумового оркестра. (Самая интересная часть в авторской программе, лучше
расшифровать подробно!!!!!!)
Способность понимать через собственные прикосновения, каким может быть
звук – необыкновенно важно для развития тембрового слуха. Нужно объяснить
детям, что звук можно извлекать такими приёмами, как потряхивание, постукивание пальцем, всеми или ладошкой, поскрёбывание. Научить получать удовольствие от сравнения звуков при различных способах звукоизвлечения. Общение детей с примарными инструментами развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Можно предлагать детям композиции, когда руководитель управляет процессом (дирижирует, устанавливает очерёдность игры – по одному, группами,
вместе; динамику).
При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты
лучше всего положить на подставки или небольшие столики. Треугольники
подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.
Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом. Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать их
лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишноударной группам. Инструменты низкозвучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.
При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих
положений.
Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует
великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями
и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие
требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.
Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид традиционных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможно и они звучат фальшиво.
Основу детского оркестра составляют элементарные детские музыкальные
инструменты-игрушки, рассчитанные на начинающих исполнителей: всевозможные ударные инструменты – погремушки, ложки, треугольник, трещотки,
кастаньеты, пандейры, бубенцы, маракасы, детские металлофоны и ксилофоны,
разного размера барабаны, бубны, тарелки (одинарные и парные) и так далее.
Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором
играет сам музыкальный руководитель.
Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от
величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога
(на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных
набора для детей.
5

Организуя оркестр, следует позаботиться заранее о подставках для инструментов.

Формирование групп
Чем больше численный состав группы, тем сложнее педагогу работать, а
самое главное – добиваться хороших результатов. Поэтому максимальное количество детей в группе не должно превышать 15 человек (а лучше, чтобы их
было 10 – 12).
На занятии детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали
друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога и доску,
которая также понадобится.
Занятия в подготовительной группе помогают выявить склонности и возможности ребёнка. Обычно родители сами решают вопрос о дальнейшем музыкальном образовании ребёнка и о выборе инструмента, не сообразуя своих желаний с его склонностями и способностями, что нередко приводит к разочарованию детей и родителей. Рекомендации музыкального руководителя могут
помочь в правильном выборе родителей.

Инструменты и приёмы игры на них
Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи
или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это
идиофоны или самозвучащие инструменты 9маракасы, треугольник, бубенцы,
трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т.п.).
Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладают
определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно
назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые
– шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой
условной классификации и будем придерживаться.

Шумовые («ритмические») ударные инструменты
Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве
своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.
В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.
Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии
(«нитке») без ключа и знаков альтерации, они обозначают только ритмический
рисунок и способ исполнения (удар и встряхивание).
6

Проще всего для детей инструменты, звучащие, благодаря встряхиванию.
Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют
собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.
Бубенцы – небольшие металлические колокольцы шарообразной формы,
прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.
Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.
Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них применимы в детском шумовом оркестре для придания звучанию своеобразной окраски.
Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на
шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за
крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются
друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещоткакастаньета. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две пластины с выдолбленными
резонаторами (по типу кастаньет). Можно использовать и оркестровые кастаньеты с ручкой.
Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет слух.
Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно
за ручки. Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье
должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не
производили движение всей рукой.
Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых – удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.
Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезьюрезонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона,
ударяя ими по верхней плоскости коробочки.
Ритмические палочки (клавесы) – две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя
их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.
Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков.
Динамика регулируется силой удара.
Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют
на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди
к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.
7

Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или
пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены
в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.
Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и
надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна
быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного
на ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие ударыакценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.
Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и
открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой
стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя.
Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими
руками на уровне пояса , направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.
Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски,
сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки.
Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с
твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры – спокойный, лёгкий
удар. Гасят звук рукой.
Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет): они
укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют друг о
друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки,
имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука –
скользящие удары друг о друга.

«Мелодические» ударные инструменты
Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно
укреплённых на раме.
Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном
до двух октав. Ограниченность возможностей делает их использование в оркестре малоцелесообразным, однако на подготовительных занятиях они могут
пригодиться.
У хроматического металлофона пластинки расположены в два ряда: нижний
ряд соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний – чёрным.
8

Ксилофон – представляет собой набор деревянных пластин, расположенных
в один ряд и свободно укреплённых на раме.
Колокольчики – по виду напоминают металлофон, отличаются протяжённым звучанием и особой нежностью и прозрачностью.
Все пластины этих инструментов съёмные. Партии записываются на обычном нотном стане.
Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие
росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на средние фаланги указательных пальцев
обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук.
Если же молоточек зажимать в руках, звук получится глухой и невыразительный. Играть следует примерно по центру пластинки.
Основной способ звукоизвлечения – поочерёдные удары руками, но возможно воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть коротким
и энергичным, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах
для удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены.

9

Условия реализации программы
1. Наличие помещения для занятий.
2. Материальная база: набор музыкальных инструментов – погремушки,
трещотки, бубны, тон-блоки, кастаньеты, различные маракасы, треугольники, тарелки разных размеров, барабаны, детские металлофоны, ксилофоны (подставки под них). Самодельные шумовые инструменты.Это далеко не полный перечень. Дополняется баяном (аккордеоном, фортепиано), на котором играет музыкальный руководитель.
3. Наличие мебели соответсвующей высоты.
4. Репертуар – разнообразный, доступный, охватывающий музыку различных стилей и направлений.
5. Музыкальный центр, фонограммы.

10

Перспективный план работы
в старшей группе
№№
занятия
1
1

Темы и понятия

Осваиваемый инструмент
2
3
Звуки музыкальные и Человеческое тело.
шумовые. Громко – тихо.

2–3

Звуки: высокие – низкие, долгие – короткие.
Ровное движение звуков.Изготовление самодельных инструментов.

4

Понятие: сильная и слабая доли, ударный и
безударный слог. Ровное чередование длительностей.

5-8

9

10–11

12

Музыкальный и игровой материал
4
«Звучащие жесты»;
детские потешки:
«Петушок», «Дождик»,
«Андрейворобей»
Ударно-шумовые:
Пальчиковая игра
погремушки, мара- «Утро
настало»;
касы, бубен, трещот- «Петушок», «Колока, пандейра, каста- кола», «Тили-бом»,
ньеты,
«Дождик».
бубенцы,
ложки,
треугольник, самодельные музыкальные инструменты.

Игра
«Гроза»,
«Дождик»; потешки
«Ладушки», «Сорока-сорока». Пальчиковая игра «Утро
настало»

октябрь
Сильная и слабая доли. Все освоенные ин- Игры: «Угадай-ка»,
Игра простых ритмов в струменты.
«Гроза», «Дождик»,
«Утро
настало».
унисон, синхронное исПотешки и песенки:
полнение.
«Ходит зайка по саду», «Лесенка», дыхательная
гимнастика.
ноябрь
Повторение изученного Все освоенные ин- Игры и песенки из
струменты.
репертуара первой
четверти.
Направление движения Шумовые
инстру- Игра «По очереди»,
мелодии: вверх, вниз, менты:
тон-блоки, песенки: «Маленьпоступенное, скачкооб- бубен, румба, ложки. кой елочке», «Как
разное, пауза.
игра
на тоненький ледок».
«Три медведя».
Знакомство с ксилофо- Металлофон, кси- «Во саду ли, в огоном и металлофоном, лофон.
роде», «Как на тоосвоение удара кистью.
ненький
ледок»,
Сильная и слабая доли.
«Как под горкой».
11

Игра «Кошка спит».

13–14

15 - 16

17

18

19

20–21

22 - 23

24
25

декабрь
Хаотическое и разме- Освоенные
шумо- Игра
«Зайчик»,
ренное движение, силь- вые,
металлофон, считалка «Про зайная и слабая доли, игра ксилофон.
чика», повторение
через паузу.
разученных
песенок. Танец, марш,
песня – определить
характер, движение
под музыку.
Закрепление изученного Все освоенные ин- Повторение
изуструменты.
ченного ранее.
январь
Повторение.
Знаком- Бубен, пандейра, бу- Игры:
«Зайка»,
ство с музыкальными бенчики, звучащие «Эхо». «Мексиканжанрами: песня, танец, жесты: хлопок, шле- ский вальс» - танмарш.
Трехдольный пок, щелчок, притоп. цуем и здороваемся.
ритм.
Танцевальные ритмы: Бубен, пандейра, бу- Игры:
«Зайка»,
вальс, полька. Игра че- бенчики, звучащие «Эхо». «Мексиканрез паузу.
жесты: хлопок, шле- ский вальс» - танпок, щелчок, притоп. цуем и здороваемся.
«Джон – зайчик».
Закрепление трехдоль- Все освоенные ин- Игры:
«Зайка»,
ной и двухдольной схе- струменты.
«Эхо». «Мексиканмы, игра через паузу,
ский вальс» - танигра по очереди (по поцуем и здороваемся.
казу дирижера).
«Джон – зайчик»,
«Аннушка».
февраль
Закрепление, игра через Все освоенные ин- Игры:
«Джон –
паузу, игра по очереди струменты.
зайчик», «Аннуш(по показу дирижера).
ка».
Танец, марш, песня – Все освоенные ин- Для примера: детопределение на слух, струменты.
ские песенки, марш,
движение под музыку.
полька. «Аннушка».
март
Закрепление материала, Все освоенные ин- Все разученные игконцерт для родителей. струменты.
ры и песенки.
Сильная и слабая доли, Все освоенные ин- Речевая игра «Волзакрепление в танце- струменты.
шебные барабаны»,
вальных,
песенных,
«Шла
лисица»;
маршевых ритмах. Игра
«Неваляшки».
через паузу.
12

26

27-30

31-33
34

Понятия: игра всем ор- Ксилофоны,
трекестром, игра соло.
угольник,
бубен,
тон-блок.
апрель
Закрепление изученного Все освоенные инранее. Накопление ре- струменты.
пертуара.

«Во саду ли, в огороде».
«Во саду ли, в огороде», «Веселая дудочка»,
«Перепелочка», «Как у
наших у ворот».

май
Подготовка к концерту. Все освоенные ин- Все разученные игструменты.
ры и песенки.
Концертное выступле- Все освоенные ин- Все разученные игние для родителей
струменты.
ры и песенки.

13

Перспективный план работы
в подготовительной группе
№№
занятия
1
1

2-3

4

5-8

9
10 – 12

13 – 15

16

17-18

Темы и понятия

Осваиваемый инструмент
2
3
сентябрь
Повторение. Сильная и Все знакомые
слабая доли, двухдоль- инструменты.
ная и трехдольная пульсация.

Музыкальный и игровой материал
4

Повторение
разученных игр и песенок из материала
первого года обучения.
Запись партий для шу- Ксилофон,
пан- Р. Шуман «Солдатмового оркестра: нитка, дейра, тон-блок, ский марш», А.
такт, размер.
барабан, треуголь- Майкапар «Капельник.
ки».
Затакт, цифра.
Колокольчики,
Й. Брамс «Колыксилофон.
бельная».
октябрь
Чтение
оркестровых Треугольник, бу- «Козлик»,
р.н.п.
партий, игра по записи, бен, барабан, тон- «Во лузях», М.
пауза.
блок, ксилофон.
Красев «Барабанщик».
ноябрь
Концерт для родителей. Все знакомые
Повторение
раинструменты.
зученного в первой
четверти.
Закрепление материала Треугольник, кси- Д.
Шостакович
первой четверти. Игра по лофон, бубенчики, «Вальс-шутка»,
записи, игра с солистом. колокольчики, ма- р.н.т. «Яблочко», И.
ракасы.
Стрибогг
«Вальс
петушков».
декабрь
Пение окончания фразы, Ксилофон, бубен, «Морри – Мокки»,
предложенной
педаго- знакомые
«Солнышкогом, самостоятельная за- инструменты.
колоколнышко»,
пись несложных ритмов.
«Ах вы, сени».
Концерт для родителей. Все знакомые
Повторение
раинструменты.
зученного во второй четверти.
январь
Понятия: мажор, минор, Все знакомые
р.н.п. «Ах ты, зисинкопа, лад, тоника, инструменты.
мушка-зима»,
Д.
главные ступени лада.
Кабалевский «Клоуны».
14

19

20 – 21

22 - 23

24-26

27-30

31-33

34

Танцевальные
ритмы, Все знакомые
В. Козлов «Дедушзапись несложных рит- инструменты.
кин рок-н-ролл».
мов (с паузой и без паузы).
февраль
Синкопированный ритм, Пандейра,
тон- ч.н.п. «Пастушок»,
пунктирный ритм. Игра блок, ложки.
С. Джоплин «Рэгоркестровых партий по
тайм».
записи.
Игра по дирижерскому Все знакомые
ч.н.п. «Пастушок»,
жесту.
инструменты.
С. Джоплин «Рэгтайм».
март
Первоначальные навыки Все знакомые
Ж. Бизе Хор мальимпровизации,
запись инструменты.
чиков из оперы
несложных ритмических
«Кармен»,
р.н.п.
композиций.
«Коробейники».
апрель
Совершенствование при- Все знакомые
р.н.п. «Светит меобретенных навыков.
инструменты.
сяц»,
сказка-игра
«Теремок», ит. н.п.
«Санта Лючия».
май
Выступления детей
Все знакомые
латв.н.п.
«Петуинструменты.
шок», повторение
разученных пьес.
Выступления детей
Все знакомые
Концертный показ
инструменты.
разученных пьес.

15

Список литературы
1. Асеев В. Возрастная психология. Учебное пособие – Иркутск: ИГПИ,
1989 – 194 с.
2. Баренбойм Л.А.Карл Орф и институт его времени. – в кн.: Элементарное
музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: 1978, с 29.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. –
Ярославль: Академия развития, 2001.
4. Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей
детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
5. Бугаева, З. Н. Музыкальные занятия в детском саду [Текст] / З. Н. Бугаева. - М.: АСТ: Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
6. Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы [Текст] / М. А. Давыдова. – М.: ВАКО,
2006. – 240 с.
7. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах: Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990.
8. Майзингер С.Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора: методическое пособие / КГБОУ СПО «Красноярский колледж искусств имени П.И.
Иванова-Радкевича». – Красноярск: Рекламно-полиграфический центр
«Торос», 2010. – 68 с.
9. Немов Р., Психология. Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.2 Психология образования – изд. 2е. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995 – 496 с.
10.Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. По ред.Л.А.
Баренбойма. Л.: Музыка, - 1970 – 160 с.
11.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
12.Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество
России, 2005 – 59 с.
13.Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество
России, 2005 – 90 с.
14.Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1
Игры звуками. – 98 с.
15.Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом или полёт в другое измерение: Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. – СПб.: издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 68 с.

16

Музыкальная литература
1. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., На лугу. Музыкальноигровой материал для дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 1999 – 125 с.
2. Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П., Осень золотая. В двух частях. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших
школьников, М.: ВЛАДОС, 2000 – 125 с.
3. Бублей С. Детский оркестр. Пособие для музыкальных руководителей
детских дошкольных учреждений. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1989 – 109 с.
4. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н., Музыка в детском
саду (Старшая группа) Песни, пьесы, игры. М.:Музыка, 1986 – 125 с.
5. Колокольчики. Песы для детских музыкальных инструментов и фортепиано / В помощь воспитателям детских садов. Составитель Л.М. Архипова.
– СПб.: Композитор, 1998. – 34 с.
6. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество
России, 2005 – 59 с.
7. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество
России, 2005 – 90 с.
8. Тютюнникова Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1
Игры звуками. – 98 с.
9. Тютюнникова Т.Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей. М.,
2007
10.Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа.
11.Оркестр в классе. Вып.1. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 86 с.
12.Оркестр в классе. Вып.2. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 46 с.
13.Оркестр в классе. Вып.3. Сост. И. Лаптев. М.: Музыка, 1991 50 с.
14.Орф К. Музыка для детей. 1951.. , 2011 г.
15.Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная - Ростов н/Д: Феникс. – 39 с. – (Школа развития).
16.Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста. Пособие для музыкальных руководителей. Изд.2-е. М.: АЙРИС
ПРЕСС, 2005 – 58 с.

17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3012) 42-79-10