Принято педсоветом МБДОУ д/с № 110 «Золушка» протокол № 5 от «31» мая 2022г. Утверждаю: Заведующий МБДОУ д/с № 110 «Золушка» Чистякова А.А. ___________ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА № 110 «ЗОЛУШКА» г. УЛАН-УДЭ НА 2022- 2025гг. 2022г. Содержание I Общие положения • • 1.1 Паспорт программы........................................................................................... 3 1.2 Пояснительная записка.......................................................................................4 II Информационная часть • 2.1 Информационная справка ………...........................................………………..5 III Концептуально-прогностическая часть • • • 3.1 Концепция Программы развития ………………........................................……19 3.2.Предполагаемый результат…………………........................................………..22 3.3 Элементы риска развития программы………........................................………23 IV Процессуально - технологическая часть • • • • • • 4.1.Цели и задачи Программы развития ДОУ ……………....................................24 4.2.Основные мероприятия по реализации Программ развития..............………...25 4.3. Пути и этапы достижение целей и задач программы развития……................26 4.4.Эталонная модель выпускника ДОУ (как желаемый результат).……………….32 4.5.Модель будущего детского сада(как желаемый результат)…………….…….....33 Приложение............................................................................................................34 2 I. Общие положения. 1.1. Паспорт программы Основания для разработки программы Назначение программы Проблемы Сроки реализации программы Название Функционирование Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 110 «Золушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ. Программа Развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения. В ней отражены главные направления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением в соответствии с ФГОС. Необходимость повышения качества педагогического труда и результативности работы в достижении результатов в соответствиис Профессиональным стандартом педагогов.Недостаточная предметно-пространственная образовательная среда в соответствии ФГОС ДО (часть 3). Программа реализуется на период с 2022-2025гг. Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 110 «Золушка» Нормативные документы Конституция РФ от25 1993, с изменениями от 30.12.2008; Конвенция о правах ребёнка; Закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования»; Санитарноэпидемиологические правила и нормы для ДОО (СанПиНы 2.1.3049-13); Приказ Минобрнауки РФ от30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» Устав МБДОУ детский сад № 110 «Золушка» Авторы Старший воспитатель: Малкова А.Н. Цели Обеспечениевысокого уровня и качества дошкольного образованияв ДОУ. Задачи охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка; формирование общей культуры личности ребёнка; создание условий для развития творческого потенциала каждого ребёнка; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьёй для обеспеченияполноценного развитияребёнка. Ожидаемые результаты Создание качественногодошкольного образования. Достижение планируемых результатов в виде целевых ориетиров и успешная социализация детей. Реализация государственных 3 стандартовдошкольного образования. Высокий уровень профессиональной компетенции педагогов ДОО. Достижение достаточного уровняпредметно-пространственной среды. Улучшение состояния детей. Доступность системыдополнительного образования. 1.2. Пояснительная записка ● Актуальность разработки Программы развития ДОО обусловлена изменениями в государственно - политическом устройстве и социально – экономической жизни страны. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника. ● Программа развития ДОО на 2022 - 2025 гг. является управленческим документом. ● Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования ДОО представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения. ● Необходимость выстроить стратегию развития детского сада и введение данной программы обусловлена разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Общество имеет два важнейших института передачи своего культурного опыта -это семья и образование. Единство целей семьи и образовательного учреждения как общественных институтов это наследование культурного опыта, обеспечивает жизнедея-тельность общества, развитие и становление национального сознания, формирование валеологического отношения к образовательному процессу и экологического отношения к природе. ● Функционирование ДОО связано как с желанием родителей поднять уровень развития детей, укрепить их здоровье, развить у них те или иные способности, подготовить к обучению в школе, так и с изменениями в системе образования. Эти изменения должны соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов. ● Расширять спектр предоставляемых оздоровительных услуг, формировать культуру здорового образа жизни семьи, создавать условия для участия всех заинтересованных субъектов в управлении качественным образованием в ДОО, повышение профессионального мастерства педагогов, обучение молодых специалистов, участие в конкурсном движении, создание стройной системы методического и дидактического обеспечения, удобной для использования педагогами в ежедневной работе – вот главные приоритеты в работе дошкольного образовательного учреждения. 4 В предложенной Программе предусмотрено: Введение и работа по ФГОС образовательных услуг. В результате дети вовлечены в различные виды деятельности, творческие занятия, культурные, познавательные и спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально - чувственный опыт, учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Создание системы адаптивного управления дошкольным учреждением. План программных мер, действий, мероприятий, обеспечивающих развитие образовательного учреждения с учетом ресурсного обеспечения. II. Информационная часть 2.1. Информационная справка Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 110 «Золушка» г. Улан-Удэ комбинированного вида был открыт в декабре 1988 года. Место нахождения: г. Улан-Удэ, ул. Шумяцкого 11. Деятельность МБДОУ по осуществлению дошкольного образования, дополнительных образовательных услуг регламентируется Лицензия: серия РО № 030315 Рег. № 843, от 04.10.2011г. Учредитель: Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ. Здание ДОУ двухэтажное, кирпичное. Режим пребывания детей в детском саду – 10,5 часов при пятидневной неделе. Проектная мощность – 14 групп, 320 детей. Фактическая мощность 14 групп, 500 детей. Детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного об-разования. Краткая история дошкольной образовательной организации: Год основания детского сада: 1988г. Сдан в эксплуатацию: сентябрь 1988г. Открытие: декабрь 1988г. Заказчик ПСО «Бурятгражданстрой» Подрядчик трест «Жилгражданстрой» Детский сад изначально был рассчитан на 320 мест, количество групп 14. Штатное расписание: 71сотрудников; Стоимость здания 4323,600 руб. Оборудование на сумму 46000 руб. Заведующая детским садом назначена Чистякова Анна Алексеевна; В 1994г. детский сад был передан во введение Городского управления образования. 5 В 1998г. один из блоков детского сада был отдан в оперативное управление Министерству культуры и на его площадях разместилась Детская школа искусств № 6. В 2010г. детский сад стал дошкольным автономным образовательным учреждением. Характеристика социального окружения ДОУ: Дошкольное образовательное учреждение находится в 42 квартале, что способствует удовлетворению потребности родителей в образовательных услугах. В ближайшем окружении от детского сада находятся Школа искусств № 6 и МАУСОШ № 56, магазины. Такое удобное расположение даёт возможность привлекать ресурсы социального партнерства. Разностороннего развития наших воспитанников их социализация, а также совместно с вышеперечисленными организациями и семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать различные социальные проекты, акции и мероприятия социального характера. Примерное кадровое обеспечение образовательного процесса. Заведующий – 1 чел; старший воспитатель – 1 чел; воспитатели – 22 чел.; музыкальный руководитель – 2 чел.; учитель – логопед – 1 чел; Образовательный уровень и уровень квалификации педагогических работников ДОУ: Все педагоги имеют высшее профессиональное образование или средне специальное в соответствие занимаемой должностью. Из 22 педагогов - 17 аттестованы 77,3% 6 с высшей категорией: 1. Ст. воспит. Малкова А.Н. 2. Муз. рук. Соболева Е.Г. 3. Воспитатель: Клепикова Е.Г. 4. Муз. рук. Овчинникова Е.С. 5. Гордеева М.Ф. 12 с первой категорией : 1. воспитатель Агафонова Г.Е. 2. воспитатель Иванова Т.К. 3. воспитатель Дмитручина С.Н. 4. воспитатель Шильникова Т.С. из 22 педагогов 20 человек имеют не менее 72ч. - 91 % Всего пройдено более 11 курсов ПК. 5. воспитатель Цыденова Н.В. 6. воспитатель Томсон В.Д. 7. воспитатель Цыбикова Б.Ж. 8. воспитатель Алферова Л.А. 9. воспитатель Байбородина С.Л. 10. муз. руководитель Шадрина О.Д. 11. воспитатель Леонова Н.Н. 12. воспитатель Намбарова Е.Е. 13. воспитатель Сластина П.Б. Курсы повышения квалификации в ООО «Консалтинг ЦЕНТР» «оценка качества дошкольного образования,процедуры и технологии» место проведения: МБДОУ д/с № 110 время проведения: 16 – 26 апреля 2017 г. в объеме 72 Ч. 20 педагогов. 6 Согласно действующему Уставу МБДОУ социальный заказ, определяющий ведущую деятельность учреждения, сформулирован как «обеспечение воспитания, обучения, присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста». Критерии результативности работы ДОО: - состояние здоровья, физическое и психическое развитие; - интеллектуальная компетентность; - мотивационная готовность к школе; - сформированность произвольных психических процессов; - социально - нравственное развитие; - художественно-эстетическое развитие. - обученность на уровне требований государственных программ. В рамках повышения компетентности педагогов ДОО работали: методическое объединение по воспитанию детей раннего возраста, школа педагога, наставничество. Проводились консультации, семинары, открытые показы, смотры - конкурсы по годовым задачам МБДОУ детский сад № 110 «Золушка» Динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов. Одна из основных тенденций современного дня - изменение требований к деятельности работников системы образования и ее результатам, что характерно и для ДОО. В связи с этим, одна из приоритетных задач - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. В МБДОУ уделяется огромное внимание созданию условий для профессионального роста педагогов, учитывая их индивидуальные особенности, уровень профессиональной подготовки, потенциальные возможности каждого члена коллектива. В ДОО создаются условия для саморазвития педагогов: мероприятиях разного уровня, повышение своей квалификации, обобщение педагогического опыта, самообразование. 7 Программное обеспечение в ДОО для работы специалистов: специалисты Воспитатели и специалисты Логопед Музыкальный руководитель Программное обеспечение Программа по здоровъесбережению «Здравствуй» Кружок «Очумелые ручки!» воспитатель Цыденова Н.В. 2. Вокальная студия «Радуга» муз. Рук. Овчинникова Е.С. 3. Кружок «Веселый оркестр» муз. Рук. Овчинникова Е.С. 4 Кружок «Кардмейкинг» воспитатель Гордеева М.Ф. 5. Кружок «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность» воспитатель Гордеева М.Ф/ 6. Кружок «Волшебный мир оригами» воспитатель Шильникова Т.С. 7. Кружок «Кукляндия» театрализованная деятельность воспитатель Иванова Т.К. 8. Кружок «В место кисточки рука» Агафонова Г.Е. 9. «Кружок о развитию выразительности речи воспитатель Дмитручина С.Н. 10. Кружок «Умелые ручки» воспитатель Байбородина С.Л. 11. Секция У-ШУ Алтаев Э.Д. 12. Кружок хореографии Программно-методическое обеспечение «Формирование речи у детей с задержкой психического развития пятого года жизни в условиях комбинированной группы» Макоедовой Г.В.,Клачковой С.М., Чижиковой С.М. Программа «Музыкальные шедевры» Радынова О.П. Программа «Камертон» Э.Костина Технология «Система музыкальнооздоровительная работа в детском саду» О.Н. Арсеневской Обеспечение индивидуального сопровождения воспитанников 8 специалисты Логопед Функции участников службы сопровождения ➢ диагностика, постановка и автоматизация звука ➢ развитие фонематического слуха; ➢ речевое и языковое развитие. ❖ Выполнение рекомендаций всех специалистов ❖ Закрепление навыков и расширение знаний. ➢ Диагностика и коррекция двигательных навыков; ➢ Постановка диафрагмально-речевого дыхания; ➢ Развитие координации движений; ➢ Музыкотерапия; ➢ Развитие общей и мелкой моторики. родители Музыкальный руководитель Воспитатели ❖ ❖ ❖ ❖ Диагностика Автоматизация звуков Расширение словаря Расширение познавательного интереса детей и творческих способностей. Учебно-образовательный процесс выстроен на основе образовательной программы разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, которая построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования в 2019–2021 учебных годах планируется использовать общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева в качестве базовой. 9 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №110 «Золушка» комбинированного вида Возрастная категория От 3 до 4 лет вторая младшая Количество девочек Количество мальчиков Направленность групп Общеразвивающая Количество групп Количество детей 5 171 89 82 Национальный состав Русские Буряты 96 75 Группа здоровья 1 группа 2 группа 3 группа 23 146 2 От 4 до 5 лет средняя группа Количество девочек Количество мальчиков Общеразвивающая 52 47 Русские Буряты 58 41 2 99 2 90 1 59 Национальный состав Группа здоровья 1 группа 2 группа 3 группа От 5 до 6лет старшая группа Количество девочек Количество мальчиков 8 90 1 Общеразвивающая 41 49 Национальный состав Русские Буряты 54 36 Группа здоровья 1 группа 2 группа 3 группа От 6 до 7 лет Подготовительная группа Количество девочек Количество мальчиков 7 81 2 Общеразвивающая 32 27 10 Национальный состав Русские Буряты 33 26 Группа здоровья 1 группа 2 группа 6 53 Режим дня МБДОУ детский сад №110 «Золушка» на осеннее - зимний период Основная деятельность 2младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа Приём детей, игры, 7.00-8.00 7.00-8.00 7.00-8.10 7.00-8.00 8.00-8.20 8.00-8.20 8.10-8.30 8.00-8.30 8.20-8.50 8.20-8.50 8.30-8.50 8.30-8.50 8.50-9.00 8.50-9.00 8.50-9.00 8.50-9.00 9.00.-9.40 9.00-9.50 9.00-10.00 9.00-10.50 Второй завтрак 9.40-9.50 9.50-10.00 10.00-10.10 10.10-10.20 Подготовка к прогулке, 9.50-11.50 10.00-12.00 10.10-12.10 10.50-12.15 Подготовка к обеду, обед 11.50-12.20 12.00-12.30 12.10-12.40 12.15-12.45 Подготовка ко сну. Днев- 12.20-15.00 12.30-15.00 12.40-15.00 12.45-15.00 15.00-15.15 15.00-15.20 15.00-15.20 15.00-15.20 15.15-15.30 15.20-15.30 15.20-15.30 15.20-15.30 15.30-16.10 15.30-16.20 15.30-16.20 15.30-16.20 Индивидуальная работа Утренняя гимнастика, гигиенические процедуры Подготовка к завтраку, завтрак Игры, подготовка к образовательной деятельности Свободная деятельность Образовательная деятельность прогулка ной сон Постепенный подъём, гимнастика после сна, закаливающие процедуры Подготовка к полднику, полдник Образовательная деятель- 11 ность, кружки Игры, свободная деятель- 16.10-16.45 16.20-16.50 16.20-16.55 16.20-17.00 ность детей 17.15-19.00 Подготовка к ужину, ужин 16.45-17.15 16.50-17.10 16.55-17.15 17.00-17.20 Подготовка к 17.10-18.00 17.10-18.00 17.15-18.00 17.20-18.00 прогулке, прогулка (в зависимости от погодных условий) Показатель компетентности детей МБДОУ детский сад № 110 «Золушка» Показатель Начало Конец 2021-2022 уч.год 2021-2022 уч.год Образовательный процесс 65% 82% Детское развитие 66% 80% В детском саду созданы условия для оказания помощи детям с нарушением речи. Группа детей компенсирующей направленности (логопедическая). Дополнительная образовательная деятельность детей (кружки, студии) организована в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями каждого ребенка, желаниями и возможностями родителей и рекомендациями педагогов: Доля воспитанников, занимающихся в кружках и секциях МБДОУ. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 кружок Кружок «Очумелые ручки!» воспитатель Цыденова Н.В. Вокальная студия «Радуга» муз. рук. Овчинникова Е.С. Кружок «Веселый оркестр» муз. рук. Овчинникова Е.С. Кружок «Кардмейкинг» воспитатель Гордеева М.Ф. Кружок «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность» воспитатель Гордеева М.Ф Кружок «Волшебный мир оригами» воспитатель Шильникова Т.С Кружок «Кукляндия» театрализованная деятельность воспитатель Иванова Т.К. Доля воспитанников 12 8 9 10 11 12 Кружок «В место кисточки рука» Агафонова Г.Е. Кружок по развитию выразительности речи воспитатель Дмитручина С.Н Кружок «Умелые ручки» воспитатель Байбородина С.Л. Секция У-ШУ Алтаев Э.Д Кружок хореографии Характеристика социального заказа на образование По протоколам педагогических советов, документации и наработкам учреждения, беседам с педагогами и администрацией выделены следующие направления по выполнению запросов социума: охрана жизни и укрепление здоровья каждого воспитанника; выявление способностей детей, создание условий для их развития; формирование у воспитанников эмоционально-волевых качеств и общечеловеческих ценностей; • педагогическое сопровождение семейного воспитания; • совершенствование профессионального уровня; • укрепление материально-технической базы. • • • Анализ социально-психологического статуса семей показал: Показатель Полная семья 19-20 уч.год 81% 20-21 уч.год 77% 21-22 уч.год 80% Неполная семья 19% 23% 20% 7% 8% 7% 21% 2% 3% Неблагополучная 8% семья Многодетная се- 9% мья Двуязычная се- 3% мья Данные социального статуса семей свидетельствуют о том, что повышается показатель полных семей. Государственные гарантии обеспечивают уровень рождаемости, что в целом увеличивает количество многодетных семей. Социальные изменения в обществе приводят к тому, что повышается уровень миграции населения, о чем свидетельствует количество двуязычных семей. Данная ситуация обязывает коллектив ДОО совершенствовать профессиональные уме ния в работе с детьми билингвами. 13 В работе с родителями сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Здесь применяются различные формы: дни самоуправления, дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, концерты, экскурсии, беседы о подготовке детей к школе, мастер-классы и т.д. Организуются встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам домашнего воспитания. Систематически выявляются позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам. система работы с родителями включает: • ознакомление родителей с результатами работы ДОО на общих родительских со- браниях, и на сайте детского сада анализом участия родительской общественности в жизни ДОО; • ознакомление родителей с содержанием работы в ДОО, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка; • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета (в ДОО имеется перспективный план работы с родителями, план работы родительского клуба «Затейники»); • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; • обучение конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями используется опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Соответственно мы используем следующие формы работы: Работа с родителями ❖ Целенаправленность, системность, плановость; ❖ Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; ❖ Возрастной характер работы с родителями; ❖ Доброжелательность, открытость. ❖ ❖ ❖ ❖ Анкетирование; Наблюдение за ребёнком; Посещение семьи ребёнка; Обследование семьи с помощью проективных методик; ❖ Беседа с ребёнком; ❖ Беседа с родителями. 14 Условия работы с родителями ➢ Участие родителей в спортивных мероприятиях, походах; ➢ Участие родителей в творческих конкурса, выставках; ➢ Участие родителей в работе групповых комитетов и попечительских советов; ➢ Помощь в создании предметно-развивающей среды в группах и на прогулочных участках. Практические Методы изучения семьи Информационные стенды; Папки-передвижки; Выставки детских работ; Фотовыставки; Стенгазеты; Дни открытых дверей; Акции, Клубные часы; Открытые просмотры разных видов деятельности ребёнка, НОД Информационные Формы работы с родителями Общие, групповые родительские собрания Педагогические консультации, беседы 15 Совместное проведение занятий, досугов Родительский Клуб «Затейники» Характер среды развития В целом образовательная среда в ДОО состоит из нескольких компонентов: • взаимодействие участников педагогического процесса; • предметная среда; • освоение содержания дошкольного образования. Развивающий характер содержания образования в ДОО предъявляет требования к способам его освоения: • • • • • соблюдение этапности в формировании детской деятельности; разнообразие форм, методов и приёмов; учёт возрастных возможностей, состояния здоровья, жизненного опыта и психологических особенностей детей; диагностика и прогнозирование дальнейшего развития каждого ребёнка; интеграция в освоении содержания образования. Каждый из названных компонентов обладает различными свойствами, которые в образовательном процессе получают конкретное выражение и определяют влияние среды на формирование качества образования. Предметная среда ДОО Развивающая направленность Обогащенность достаточной информацией Условия для разнообразной деятельности Здоровьесберегающая направленность Обеспечение оздоровительной работы и физического развития детей Соответствие санитарным и гигиеническим требованиям и нормам Для создания единого образовательного пространства, построения преемственности в дошкольном и начальном образовании составлен план взаимодействия МБДОУ со школами. 16 План работы по преемственности МАУ СОШ № 56 Срок Методическая деятельность Организационная дея- Психодиагности- тельность ческая и коррекционно – развивающая деятельность Сентябрь Встреча учителей с воспитателями подготовительных к школе групп ДОУ Октябрь Ноябрь Открытые уроки в 1-ых классах для воспитателей с целью ознакомления с требованиями, предъявляемыми в школе первоклассникам. Круглый стол «Об эффективности совместной работы учителей и воспитателей по подготовке детей к школе» Методсовет по вопросам преемственности Родительские собрания в 1 х классах по теме «Ребенок делает первые шаги в школе» Оформление педагогами уголка для родителей будущего первоклассника в подготовительных группах детских садов Диагностика первоклассников психологом. Проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа» Участие детей подготовительных групп в школьном празднике для 1 х классов «Посвящение в первоклашки» Декабрь Разработка тематических планов занятий для будущих первоклассников с учетом уровня развития детей Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет школьником» Январь Собеседование с учителями о результатах адаптации и результатов обучения уч-ся 1 классов Посещение учителями занятий подготовительных групп с целью знакомства с будущими первоклассниками, изучения методов и приемов, используемых в обучении Пед.консилиум «Особенности готовности детей к школе. Психологическая, личностная, волевая, интеллектуальная» Посещение уроков в 1 классах Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников и воспитанников ДОУ согласно программным требованиям ФГОС начальной школы и ФГОС ДО Подведение итогов адаптации первоклассников психологом. Посещение детского сада, выступление с концертом учащихся школы Диагностика по адаптации Семинар – практикум «В семье будущий первоклассник» Диагностика «Готовность к школе» 1 этап Консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук» Тематические творческие выставки: - для воспитанников ДОУ Февраль Март 17 Апрель Май Круглый стол по изучению воспитателями подготовительных групп программы 1-го класса нач. школы планируемой к открытию на будущий год. Итоговое заседание Методсовет «Готовность ребенка к школе» подготовительных групп - «Скоро в школу мы пойдем»; - для учащихся 1-х класса «Вот что я умею!» Подготовительные занятия с будущими первоклассниками Консультации для родителей будущих первоклассников Выпускные утренники «До свидания, детский сад!» Разнообразие направлений и форм сотрудничества и партнерства свидетельствует о развитии образовательной системы ДОО. III. Концептуально-прогностическая часть 3.1. Концепция Программы развития Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является построение воспитательного процесса в дошкольном учреждении, обеспечение психологического комфорта каждого воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации развития личностных качеств и возможностей ребёнка. Основной целью Программы развития является обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным потребностям общества, на основе повышения эффективности деятельности ДОО по таким критериям как качество, инновационность, востребованность и экономическая целесообразность. А также создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития ДОО направлена на сохранение позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных, обеспечение личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющий ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. 18 Приоритетными направлениями развития воспитанников, на которые ориентируется ДОО должны сформировать у ребёнка ключевые компетенции: коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым; социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, окружающими людьми; информационная – владение умением систематизировать, работать с разными видами информации; продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки и т.д.); нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам; физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни. Участниками реализации программы развития ДОО являются воспитанники в возрасте до 8 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных образовательных и социальных структур. При характеристике особенностей построения образовательного процесса, учитывается специфика района, климатические условия и его влияние на здоровье ребёнка. Здоровый крепкий организм дошкольника – это значимый факт в развитии ребёнка. 19 Направления развития воспитанников. Ценность качества образовательного процесса для ДОО напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление построить образовательный процесс в соответствии ФГОС и с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны - профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе и в системе дополнительного образования. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ детский сад № 110 «Золушка» служат: ● использование здоровьесберегающих технологий; ● моделирование совместной деятельности с детьми на основе использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников; ● построение развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; 20 ● построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов; • введение дополнительных образовательных услуг; ● создание нормативно-правовой базы и укрепление материально – технической базы ДОО. 3.2.Предполагаемый результат Улучшение качества дошкольного образования в условиях дошкольного учреждения. Социализация детей и улучшение состояния психо - физического здоровья. Коррекция выявленных проблем в развитии на основе индивидуализированного подхода в работе специалистов и во взаимодействии с педагогами. Реализация государственных стандартов дошкольного образования. Соответствие образовательному заказу общества: введение ФГОС дошкольного образования; обновлённая структура и содержание образования через реализацию инновационных, в том числе здоровьесберегающих технологий; внедрение системы оценки качества дошкольного образования; кадровое обеспеченность, соответствующая современным требованиям; оздоровление детей с учётом их индивидуальных возможностей, в том числе детей-инвалидов, воспитанников, не посещающих ДОУ; успешное усвоение выпускниками ДОУ образовательной программы школы; стабильная работа системы раннего развития детей, (консультативная и профилактическая помощь родителям в вопросах воспитания детей); обновлённая система взаимодействия с семьями воспитанников; модернизированная материально-техническая база ДОО. Предполагается что: 1) для воспитанников и родителей: - каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста; - возможность получить квалифицированную коррекционную помощь; - каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия в реализации Образовательной программы ДОО, возможность выбора дополнительных программ развития, создание родительского комитета и попечительского совета; - качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе; - система дополнительного образования будет вовлекать всех детей в совместную деятельность. 21 2) для педагогов: - каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства, квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника; - будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий; - поддержка экспериментальной и инновационной деятельности. 3) для ДОО: - будет налажена система управления качеством образования дошкольников; - органы муниципального и общественного самоуправления учреждением способствуют повышению качества образования детей; - развитие сотрудничества с другими социальными системами; - будут обновляться и развиваться материально – технические и медико-социальные условия пребывания детей в учреждении. Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОО более социальноориентированным. Усилия по развитию детского сада направлены на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. 3.3.Элементы риска Программы развития ДОО. При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски: ◊ Недостаточный опыт педагогов работы в ДОО возможно будет способствовать торможению реализации Программы развития. ◊ Недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников, недостаточная их компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей затрудняет получение детьми качественного дошкольного образования. ◊ Быстрое внедрение в систему образования может создать психологическое напряжение у части педагогического коллектива. ◊ Необходимость интенсификации педагогического труда, повышения его качества и результативности при недостаточной готовности педагогов к применению современных образовательных технологий. ◊ Необходимость расширения сферы дополнительного образования, как основной формы проявления социальной активности дошкольников. 22 IV.Процессуально-технологическая часть 4.1. Цели и задачи Цели и задачи Программы развития ДОО. Целью программы развития ДОО на период 2022-2025 года является: Обеспечение доступности и высокого качества образования адекватного социальным потребностям общества, а также создание условий для развития личности дошкольника на основе формирования, сохранения и укрепления его физического, психического и нравственного здоровья как наиболее высокой общечеловеческой ценности. Повышение качества образования и воспитания в ДОО через внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. Основными задачами развития выступают: ▪ Создание условий для охраны и укрепление психофизического здоровья ребёнка; ▪ Построение образовательного процесса путем использования инновационных технологий и интерактивных форм работы; ▪ Подготовка детей к успешному обучению в школе и социальной адаптации; ▪ Обогащение духовного мира ребенка; ▪ Повышение воспитательных возможностей семьи; ▪ Формирование художественно-творческих способностей детей; ▪ Овладение педагогическим мониторингом; ▪ Развитие системы дополнительных образовательных услуг в рамках единых подходов к воспитанию и образованию с целью учёта всех интересов участников образовательного процесса. ▪ Повышение уровня профессионального мастерства педагогов за счет обмена опытом на базе детского сада и других садов города, курсы повышения квалификации. ▪ Развитие системы консультирования и сопровождения родителей по вопросам: ✓ Образования и развития детей раннего и дошкольного возраста. ✓ Создание адаптивной системы управления дошкольного учреждения. 23 4.2. Основные мероприятия реализации Программы развития Концептуальные подходы 1. Управление качеством дошкольного образования Направления развития 2022 - 2023 2024- Содержательные характеристики Создание системы адаптивного образования, реализующего право ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Внедрение новых педагогических технологий дошкольного образования. Продолжение работы по ФГОС. 2023 2024 2025 • • • 2. Программное обеспечение методики, технологии 3. Информатизация дошкольного образования Введение основных и дополнительных образовательных программ с учетом ФГОС ДО (на основе государственной экспертизы). Внедрение новых инновационных технологий усовершенствование «портфолио» педагогов и воспитанников в развитии проектной деятельности. Внедрение информационных технологий в образовательный и управленческий процесс. • • • • • • • 4. Поддержка способных и одарённых детей. 5. Здоровьесберегающие технологии Построение индивидуальной траектории развития. Участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях ДОО, района, города. • • • 6. Безопасность образовательного процесса Управление материальнотехнической базы ДОО. Построение динамичной, развивающей среды. • • • 7. Кадровая по- Повышение профессионального мастерства педагогов, обучение • • • 24 литика 8. Государственнообщественное самоуправление 9. Организации – партнёры (Целевые программы) молодых специалистов, участие в конкурсном движении. Усиление роли родителей и признание за ними права участия при реализации важнейших вопросов обеспечения образовательного процесса Родительский клуб «Затейники». Расширение связей с учреждением образования, культуры, здравоохранения, общественными организациями • • • • • 4.3. Пути и этапы достижения целей и задач программы развития 1 –этап создание адаптивной системы управления ДОО План мероприятий на: 2022-2025 год Направления мероприятия Ответственные 1. Финансовое, материальнотехническое и нормативно-правовое обеспечение. Развитие финансовотехнической базы с привлечением спонсорской помощи и бюджетных средств. ❖ Провести анализ материальнотехнической базы ДОО; ❖ Выявление дополнительных ресурсов. ❖ Создание условий для осуществления образовательного и оздоровительного процессов в соответствии с требованиями в условиях реализации ФГОС; Заведующий ❖ Требование к кадровому обеспечению; ❖ Материально-техническому обеспечению; ❖ Учебно-материальному обеспечению; ❖ К медико-социальному обеспечению; ❖ К информационно-методическому обеспечению; ❖ К психолого-педагогическому обеспечению; ❖ К финансовому обеспечению. 2. Информационное обеспечение программы. Сбор и анализ информации (анкеты, срезы, тесты) Определение социального заказа родителей путём взаимодействия: 3. Работа с кадрами Заведующий - воспитатель и ребёнок, воспитатель и родитель, ребёнок и ребёнок. (анкетирование, тестирование, сбор информации). Старший воспитатель - сайт ДОО (обратная связь) воспитатели Ознакомить педагогов на установочном педагогическом совете с Программой развития Заведующий Старший вос25 ДОО на 2022-2025гг. питатель Разработать план повышения профессионального педагогического мастерства педагогов. воспитатели Содействовать педагогам по разработке базисных направлений работы. Внесение дополнений в общеобразовательную программу и её утверждение. Организация консультаций по запросам. 4. Методическое обеспечение программы Организация кружковой работы согласно образовательной программе. Основная общеобразовательная программа. Программа по здоровьесбережению «Здрав- ствуй» 5. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов. 6. Работа с детьми повышение качества образовательной работы 7. Работа с семьёй. Поиск и развитие педагогического сотрудничества. Проект по работе с родителями «РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ «Затейники» Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет. Обучение на проблемных и других курсах повышения квалификации. Оказание дифференцированной помощи педагогам, консультативной помощи, блиц-опросов по темам, проведения дня взаимодействия, взаимопосещение, наставничество, МО. Определение уровня развития и здоровья каждого воспитанника посредствам мониторинга. Обеспечение режима воспитанников пребывания в ДОО с учетом их индивидуальных особенностей. Создание ППРС соответствующей потребностям ребёнка. Постоянное знакомство родителей с результатами образовательного процесса; Заведующий Старший воспитатель воспитатели Заведующий Старший воспитатель воспитатели Воспитатели специалисты Заведующий воспитатели Разнообразить формы работы с родителями; Участие семьи в общих мероприятиях ДОО; 8. Анализ регулирования и выполнения программы. Совершенствовать систему контроля. Актуализация и активизация роли родительского клуба. Подведение итогов работы первого этапа; Подготовка содержания следующего этапа реализации; Разработка алгоритмов контрольно-диагностической деятельности; составление схемы единого должностного контроля в ДОО; разработка схемы дифференцированной помощи и контроля работы в ДОО. Заведующий Инициативная группа 26 Система управления становится эффективнее, если руководитель будет целенаправленно совершенствовать себя и параллельно своих сотрудников. Основные принципы, лежащие в основе деятельности дошкольного учреждения: Демократизация: этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления. Гуманизация: обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями, переориентация образовательного процесса на личность ребенка. Индивидуализация: это индивидуальный подход к разным детям, учитывающий их особенности. Открытость образования, то есть предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном). Стандартизация: этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона. Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада - целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений. 2 этап – управление качеством дошкольного образования Грамотное управление педагогическим коллективом и контроль за организацией образовательного процесса в ДОО дает возможность качественных результатов освоения образовательной программы. Это и послужило поводом для разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов в работе с детьми, вовлечение в совместную продуктивную деятельность родителей и введение мониторинга воспитательного процесса, что становится приоритетным направлением работы на 2022 – 2025 год. Цель: Создание условий для участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образования в ДОО. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников ДОО требованиям ФГОС ДО. Задачи: Организовать эффективное взаимодействие всех педагогов и специалистов ДОУ для выполнения требований по созданию условий осуществления воспитательного процесса. 27 Организовать эффективное взаимодействие педагогического коллектива для выполнения требований к содержанию образовательного процесса и реализации ООП ДО. Осуществлять мониторинг образовательного процесса. План мероприятий на 2019-2020 уч. год № ➢ ➢ ➢ Направления Работа с детьми. Повысить качество образовательной работы. Мероприятия ➢ проведение мероприятий по адаптации будущих воспитанников ДОО; ➢ расширить возможность дополнительных оздоровительных услуг (консультирование родителей, реализация совместных проектов); ➢ создание условий для организации образовательного процесса с учетом многообразия индивидуальных детских возможностей и способностей; ➢ формирование у детей с разными возможностями мотивации к доступной им деятельности; ➢ моделирование ситуации успешности детей в разных видах доступной им деятельности; ➢ создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, творческих способностей детей в различных видах деятельности; ➢ совершенствование системы социального партнёрства с целью создания условий для успешной социализации воспитанников; ➢ совершенствование системы патриотического воспитания детей через организацию и проведения тематических мероприятий, акций, форумов; ➢ мотивирование их на создание детских проектов на разные тематики. Работа с семьёй. Поиск, развитие педагогического сотрудничества. ➢ Разработка циклограммы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей; ➢ Работа с родителями по самореализации личности их детей; ➢ Расширение услуг предоставляемых в консультативном направлении; ➢ Вовлечение в совместную деятельность в подготовке мероприятий. Работа с кадрами ➢ Совершенствование использования различных технологий в организации воспитательного процесса; ➢ Установление содержательных связей с ДОО района и города для изучения передового педагогического опыта; ➢ Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации педагогов по вопросам реализации нового образовательного процесса; ➢ Организация сетевого взаимодействия между Исполнители Заведующий Старший воспитатель Воспитатели групп Заведующий Заведующий Старший воспитатель 28 садами города. ➢ ➢ ➢ Методическое обеспечение программы ➢ Реализация ФГОС ДО; ➢ Апробация подобранных диагностических материалов, позволяющих контролировать качество образования (на основе ФГОС ДО); ➢ Разработка и утверждение рабочих программ, календарно-тематических планов педагогических работников. Финансовое, материально-техническое обеспечение развитие финансовотехнической базы с привлечением спонсорской помощи и бюджетных средств. ➢ Обеспечение соответствия материальнотехнической базы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников ДОО; ➢ Обеспечение ДОО оргтехникой и электронными ресурсами; ➢ Пополнение библиотечного фонда, мультимедиотеки современными учебно-методическими комплектами, информационными цифровыми ресурсами; ➢ Благоустройство территории. Наблюдение и анализ регулирования и выполнения программы. Совершенствовать систему контроля ➢ Мониторинг достижения детьми результатов освоения ООП ДО в соответствии с ФГОС; ➢ Комплексный мониторинг состояния соматического и психофизического здоровья развития детей раннего и дошкольного возраста; ➢ Оценка эффективности внедрения программ, подведение итогов работы второго этапа; ➢ Подготовка содержания следующего этапа реализации. Заведующий Старший воспитатель Воспитатели групп Заведующий Заведующий Старший воспитатель Воспитатели групп 3 этап – сохранение и укрепление здоровья на основе здоровьесберегающих технологий. К здоровью детей за последние годы уделяется большое количество внимания. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Уже с рождения дети находятся под строгим и постоянным наблюдением врачей. Мониторинг здоровья детей активно проводится и в ДОО. Это даёт положительные результаты. Так, за последние годы уровень заболеваемости снижается. По уставу Всемирной Организации Здравоохранения «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Именно поэтому одним из приоритетных направлений в ДОО будет здоровьесбережение. Гармоничное развитие личности ребёнка, сохранение и укрепление физического здоровья станет целью образовательной деятельности детского сада на третьем этапе. 29 Для решения этих проблем в ДОО можно использовать уже разработанные «технологии здоровьесбережения». Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. План мероприятий на 2020-2021гг. № Направления Финансовое, материальнотехническое обеспечение, развитие финансовотехнической базы с привлечением спонсорской помощи и бюджетных средств. Мероприятия ➢ Приобретение и обновление теневых веранд на прогулочных участках; ➢ Организация дополнительных занятий по здоровьесбережению; ➢ Создание в ДОО целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психофизического здоровья. 2. Работа с кадрами ➢ Адаптация и внедрение программ по ЗОЖ; ➢ Обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребёнка в ДОО и семье; ➢ Повышение квалификации по вопросам здоровьесбережения 3. Работа с детьми. Повысить качество образовательной работы. ➢ Физкультурно-оздоровительная технология; ➢ Развитие физических качеств; ➢ Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; ➢ Профилактика отклонений в физическом развитии детей; ➢ Воспитание повседневной физической активности; ➢ Воспитание к привычке ЗОЖ. 4. Работа с семьёй. Поиск, развитие педагогического сотрудничества ➢ Формирование у родителей ЗОЖ; ➢ Знакомство родителей с различными формами по физвоспитанию в ДОО; ➢ Информирование о состоянии здоровья и физическом развитии, уровне двигательной подготовленности ребёнка; ➢ Привлечение родителей к мероприятиям, физкультурным досугам; ➢ Совершенствовать системы мероприятий по работе с родителями 5 Методическое обеспечение про- ➢ Приобретение УМК по здоровьесбережению; 1. Исполнители 30 6 граммы ➢ Использование программ по здоровьесбережению с учетом ФГОС. Наблюдение и анализ регулирования и выполнения программы. Совершенствовать систему контроля ➢ Проведение анализа Программы развития; ➢ Выявление положительной динамики ДОО и вскрытых недостатков; ➢ Мониторинг достижений детьми результатов; ➢ Планирование дальнейшего пути развития ДОО. 4.4. Эталонная модель выпускника ДОУ (как желаемый результат) Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка – формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на других ступенях образования. Модель разработана для детей в возрасте 7 лет (до 8 лет), поступающих в школу. Таким образом, выпускник детского сада должен владеть следующими характеристиками: здоровье – уменьшение количества простудных заболеваний, дней болезни на одно заболевание, снижение частоты проявлений хронических заболеваний, коррекция функциональных отклонений и отклонений в физическом развитии – положительная динамика; коммуникативная компетентность – умение общаться со взрослыми и сверстниками, владение средствами вербального и невербального выражения своих чувств, состояний, переживаний и настроений, желаний, умение понятными средствами выразить отношение к окружающим людям и их поступкам; физическая компетентность – осознание себя живым организмом, забота о своем здоровье, желание физического совершенствования с учетом возрастных и индивидуальных возможностей; интеллектуальная компетентность – овладение детьми разными способами решения поставленных задач, умение прогнозировать результат; креативность – отношение ребенка к окружающему миру, как к объекту преобразования и открытия, умение создавать новый продукт, который отличается оригинальностью, вариативностью; любознательность – исследовательский интерес ребенка; 31 инициативность и самостоятельность – умение проявлять инициативу во всех видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов; ответственность – обязательство ребенка за проявление собственной личной инициативы; произвольность – соподчинение собственных мотивов и мотивов других детей. Умение управлять своим поведением в соответствии с определенными правилами и нормами. Иными словами, мы должны выпустить ребенка, физически и психически здорового, приспособленного к условиям окружающей социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт со взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом и творческим потенциалом. 4.5. Модель будущего детского сада (как желаемый результат) Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей с 2 месяцев до 8 лет, их социализации и самореализации. Перспектива новой модели организации предполагает: ¨ эффективную реализацию образовательной программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; ¨ обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей; ¨ личностно-ориентированную систему, характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью подходов; ¨ расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социальных партнёров в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности учреждения; ¨ обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материальнотехническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм дошкольного образования; ¨ четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса; ¨ принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы «обучения и развития» - возможность самостоятельного поведения. Такой мы видим модель будущего учреждения в результате реализации 32 Программы развития. ПРИЛОЖЕНИЕ Для составления Программы развития МБДОУ детский сад № 110 «Золушка» использовалась следующая литература: ● Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; ● Н.В.Микляева «Программа развития и образовательная программа ДОУ»; ● А.А.Майер «Программа развития ДОУ»; ● Рекомендации по составлению Программы развития в журналах «Справочник старшего воспитателя», «Воспитатель ДОУ», «Современное дошкольное образование»; ● Материалы из опыта детских садов других регионов посредством Интернет – ресурсов. • Программа Родительского клуба «Затейники» 33